О чем говорят детские рисунки семьи (часть 2)?

О чем говорят детские рисунки семьи (часть 2)?

Расположение членов семьи на рисунке

Расположение членов семьи указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.

Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, так как чувствует тщетность такой попытки).

Психологически интереснее те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц — отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него. Часты случаи, когда такая презентация связана с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.

Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции и треугольники типичных взаимоотношений в семье.

Как указывалось ранее, мера психологической близости (эмоциональные связи) может выражаться ребенком в рисунке посредством физических расстояний (дистанции) между фигурами. То же значение имеет и отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи. Такие презентации указывают на слабость позитивных межперсональных связей между членами семьи.

Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.


Действия, которые выполняют члены семьи

Интересным является то, что действия, которые выполняют члены семьи на рисунке, также могут многое рассказать об отношениях в семье.

  1. Мать:
    • Готовка. Это действие матери наиболее часто встречается и отражает фигуру матери, которая удовлетворяет потребности детей.
    • Уборка. Это действие обнаруживается у компульсивных матерей, которые больше озабочены домом» чем людьми в доме. Уборка приравнивается к приемлемому или хорошему поведению.
    • Глажка. Обычно обнаруживается у чрезмерно вовлеченных матерей, слишком усиленно пытающихся дать ребенку «тепло».
  2. Отец:
    • Домашние дела. Чтение газеты, оплата счетов, игры с детьми являются частыми действиями нормальных отцов.
    • Едет на работу или находится на работе. Обычно обнаруживаете у отцов, которых воспринимают как отстраненных от семьи или пребывающих вне ее, а не интегрированных в нее.
    • Резание. Такие действия как подстригание газона, рубка деревьев, резание и т.д. обнаруживаются у «жестких» или «кастрирующих» отцов (иногда матерей).
  3. Соперничество. Обычно изображается как применение силы или конфликт между членами семьи, то есть как бросание мяча, ножа, самолета и т.п. Выступает у сильно конкурирующих или «ревнивых» детей.

Для оценки внутрисемейных отношений, воспринимаемых ребенком, можно использовать следующую таблицу.


Симптомокомплекс
Симптом
1. Благоприятная
семейная
ситуация
1. Общая деятельность всех членов семьи
2. Преобладание людей на рисунке
3. Изображение всех членов семьи
4. Отсутствие изолированных членов семьи
5. Отсутствие штриховки
6. Хорошее качество линии
7. Отсутствие показателей враждебности
8. Адекватное распределение людей на листе
9. Подчеркивание отдельных деталей
2. Тревожность1. Штриховка
2. Линия основания - пол
3. Линия над рисунком
4. Линия с сильным нажимом
5. Стирание
6. Преувеличенное внимание к деталям
7. Преобладание вещей
8. Двойные или прерывистые линии
9. Подчеркивание отдельных деталей
10. Другие возможные признаки
3. Конфликтность
в семье
1. Барьеры между фигурами
2. Стирание отдельных фигур
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур
4. Выделение отдельных фигур
5. Изоляция отдельных фигур
6. Неадекватная величина отдельных фигур
7. Несоответствие вербального описания и рисунка
8. Преобладание вещей
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи
10. Член семьи, стоящий за спиной
11. Другие возможные признаки
4. Чувство
неполноценности
в семейной
ситуации
1. Автор рисунка непропорционально маленький
2. Расположение фигур на нижней части листа
3. Линия слабая, прерывистая
4. Изоляция автора от других
5. Маленькие фигуры
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора
7. Отсутствие автора
8. Автор стоит спиной
9. Другие возможные признаки
5. Враждебность
в семейной
ситуации
1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа
2. Агрессивная позиция фигуры
3. Зачеркнутая фигура
4. Деформированная фигура
5. Обратный профиль
6. Руки раскинуты в стороны
7. Пальцы длинные, подчеркнутые
8. Другие возможные признаки

Процесс рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

  • последовательность рисования членов семьи;
  • последовательность рисования деталей;
  • стирание;
  • возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
  • паузы;
  • спонтанные комментарии.

Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.


В рисунке ребенок первым изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Часто первыми рисуют мать или отца. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Если первыми ребенок рисует не себя, не родителей, а других членов семьи, значит, это наиболее значимые для него лица в эмоциональном отношении.

Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным отношением к ней.


Если нарисованная первой фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то это указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Некоторые дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка.


Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.


Стирание нарисованного, перерисовывание может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования.


Спонтанные комментарии часто поясняют смысл рисуемого содержания ребенка. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Их появление выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.


Уделяйте своим детям больше внимания! Присутствуйте в контакте с ними!



Денис

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: