Дети очень любознательны. Они надеются всегда получать от взрослых исчерпывающие ответы на свои многочисленные вопросы. Когда ребенок видит дождь, на улице, на картинке или в мультфильме, у него может возникнуть вопрос: Почему идет дождь? Откуда он берется в облаках? Как образуется? Почему падает с неба?
«Не знаю» или «потому что погода такая», или «спроси у папы/мамы или «ты ещё не поймёшь». Эти пустые слова-ответы показывают ребёнку, что родители не хотят с ним общаться, игнорируют его и, постепенно могут потерять в его глазах свой авторитет. В дальнейшем, он, возможно, перестанет задавать вопросы и будет искать ответы в других местах, вероятнее, эти ответы окажутся неправильными или не такими, какие родители хотели бы дать. В дальнейшем, могут последовать другие вопросы, не исследовательского плана, а для привлечения к себе внимания, дети могут знать ответы на вопросы («Что ты делаешь?», «а зачем ты это делаешь?»), но будут задавать их взрослому снова и снова.
Вопросом на вопрос («А ты как думаешь, почему идет дождь?) следует отвечать в том случае, если взрослый подразумевает дальше вместе с ребёнком найти правильный ответ. Это заставит его мыслить и рассуждать вместе с мамой или папой, но, скорее всего, от ребёнка последуют другие вопросы, надо быть готовым к этому и не злиться.
«Для того, чтобы люди увидели радугу» или «На тучке сидит капитошка с лейкой и поливает нас, чтобы мы быстро росли как цветочки» – такие вариативные или сказочные ответы подойдут для совсем маленького 2-3 летнего малыша, но потом, когда он подрастёт, взрослому придётся откорректировать свой ответ.
А знаете ли Вы, дорогие взрослые, ответ? Давайте разбираться вместе.

Все начинается с того, что Солнце испаряет воду из различных водоемов и источников (океанов, морей, рек и т.д.) при температуре воздуха выше 0°C. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где конденсируется на микроволновых частицах, создавая крошечные капли. Мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе.
Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться — капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки под воздействием турбулентных потоков в воздухе сливаются — сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю — идет дождь.
Это и есть круговорот воды в природе.
Конечно, научный ответ «…образуется конденсат, иначе говоря, капли воды. Когда они становятся очень тяжелыми, их накапливается много, образуются грозовые тучи, а потом капли падают на землю под воздействием силы тяжести – дождь идет!» утомит маленького ребёнка, он потеряет суть ответа, не поймёт и, ему станет скучно. Дошкольнику лучше дать более короткий и простой ответ: «На небе есть облака, в них накапливается вода, когда её становится много, белые облака превращаются в серые тучи, капли начинают падать на землю». А полная версия больше подойдет для младших школьников. Они наверняка и сами в школе узнают про круговорот воды в природе на уроках «Человек и мир».
А ещё можно не просто ответить на вопрос, но и провести опыт в домашних условиях. Наполните кубиками льда кастрюльку с ручкой и подержите ее над большой кастрюлей с кипящей водой (будьте осторожны, не ошпарьтесь). Что же произойдет? Очень влажный, горячий воздух, насыщенный паром, поднимается вверх и нагревает стенки охлажденной льдом кастрюльки. Пар этот конденсируется, оседая на стенках кастрюльки, спивается в большие капли и стекает вниз. Идет дождь!
Приятных открытий!
Добавить комментарий