Добро пожаловать в тему Chilly

Sea summo mazim ex, ea errem eleifend definitionem vim. Ut nec hinc dolor possim mei ludus efficiendi ei sea summo mazim ex.

Как мотивировать ребёнка к чтению?

Как мотивировать ребёнка к чтению?

дети читают книгу

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок не хочет читать. Как её решить? Как сделать так, чтобы ребёнок сам просил дать ему книгу? Ведь книги – это источник знаний. Чтение развивает, и чем раньше приучить к нему ребёнка, тем лучше. Давайте разбираться вместе.


Причины, по которым дети не хотят читать

1. У современных детей чаще всего нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители по вечерам предпочитают посмотреть телевизор и почидеть в телефоне. Дети остаются предоставленными сами себе. Что они выбирают? Тот же телевизор или телефон!

2. Дети слишком рано учатся читать — задолго до того, как они научаются обсуждать прочитанные новые сюжеты и проблемы. Будет ли вам самим интересно читать текст, содержание и смылса которого вы не поняли? Конечно, нет.

3. Чтение как таковое утратило свое значение как показатель принадлежности к образованному, интеллигентному классу. Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.

4. Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.

5. Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.

6. Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.

7. Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.

8. Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия, меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.

9. Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, также развивает отторжение от чтения.


Как же мотивировать детей читать?

Окружение книг

Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.


Используйте внешнюю мотивацию

Внешняя мотивация – это мотивация путём системы поощрений и наказаний. Не буду советовать вам наказывать ребёнка за то, что он не читает. А вот придумать какую-либо награду стоит.

Но важно не делать внешнюю мотивацию основной. Обязательно используйте и другими средствами, не ограничивайтесь только поощрениями. Система наград за чтение нужна в случае, если ребёнок наотрез отказывается читать и пока это единственный способ убедить его взять книгу. Используйте внешнюю мотивацию, пока ребёнок не войдёт во вкус и сам не захочет читать.


Изучайте вкус ребёнка и подбирайте книги, которые будут ему интересны

Первые книги – одни из самых важных. Книга, которая не соответствует интересам маленького читателя, может надолго отбить у него желание читать. Книга, которая будет интересна, наоборот, завяжет между ним и чтением крепкую дружбу.

Чем ваш ребёнок любит заниматься? О чём он чаще всего спрашивает? Каких друзей выбирает? Ответьте на эти вопросы – это поможет вам в выборе подходящей книги.

Детская литература постоянно обновляется, и по-прежнему трудно следить за новинками.  То, что мы читали 30 лет назад, нашим детям может показаться скучным и неинтересным.


Заинтригуйте ребенка (маленький спойлер)

Расскажите о сюжете так, чтобы её захотелось немедленно прочитать. Раскройте маленький спойлер («в этой книге один кругляшный герой проходит квест в лесу!»). Когда вы заинтригованы, вы не сможете пройти мимо книги.


Расскажите о чувствах, вызываемых хорошей книгой

Зачем вообще читать книги? Ребёнок ещё не знает ответа на этот вопрос. Расскажите ему об эмоциях, которые у вас вызывает чтение сейчас или вызывало в детстве. Расскажите о своих переживаниях, своей радости и своём напряжении во время развязки.

Опишите тот мир, в который человек окунается, читая книгу. Опишите так, чтобы ребёнок тоже захотел это испытать. Можете рассказать о своих любимых детских книгах. О том, как вы их в первый раз читали, какие мысли и эмоции это прочтение вызвало. Эти же книги можете дать вашему ребёнку!


Обсуждайте прочитанное

Обсуждайт с ребенком, какие чувства вызвала книга. Попросите ребенка рассказать, что ему понравилось, что нет, где он расчувствовался, а где остался равнодушным. Дайте ему возможность для обратной связи.

Возможно, он что-то не понял, поэтому не смог оценить книжку. Объясните ему.  Задайте вопросы, которые помогут ему поразмышлять над книгой, глубже её понять. Ведь мы читаем не для того, чтобы складировать информацию, но для того чтобы анализировать её и размышлять, делать выводы. С раннего детства учите ребёнка активному чтению, а не пассивному усвоению написанного.

Также по комментариям ребёнка вы будете лучше понимать его читательский вкус и сможете лучше угадывать книги, которые будут ему интересны.


Импровизируйте

Научите ребенка сочинять истории и сочиняйте с ним истории. По началу детям сложно придумывать самим, и они используют вычитанный или увиденный материал. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.

Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры.


Покажите пример

Это самый лучший и верный способ. Дети повторяют за родителями. Усваивают их привычки, начинают любить то же, что и они. Если вы постоянно с книгой, часто говорите о том, как любите чтение, ваши книжные полки не пустуют, то ваш ребёнок в скором времени сам заинтересуется чтением.


Читайте с удовольствием!


Денис

Добавить комментарий